Велосипедная трансмиссия: назначение и принцип работы системы переключения передач велосипеда

Система переключения передач, другими словами скоростей, велосипеда обеспечивает наиболее комфортную езду, позволяя велосипедисту прилагать меньше усилий, при этом сохранять высокий КПД и за более короткий промежуток времени проходить маршрут от точки А до точки Б. Таким образом, главным преимуществом скоростного байка над односкоростным является возможность самостоятельно контролировать нагрузку. Обладателю скоростного велосипеда необходимо знать, что выбор скорости зависит от:

  • Неровности и уклона трассы;
  • Условий и качества дорожного покрытия;
  • Необходимой скорости передвижения;
  • Погодных условий;
  • Желаний и физических возможностей собственного организма.

переключатель скоростей велосипеда

После прочтения данной статьи вы узнаете основные принципы правильного использования передач на велосипеде. Благодаря этому вы сможете:

  • Проходить велосипедные маршруты за меньший промежуток времени, разумно расходуя силу и энергию без нанесения вреда организму;
  • Сохранять жизнеспособность вашего байка и его составляющих долгое время;
  • Уменьшить нагрузку на коленные суставы во время езды.

Как работает система переключения скоростей

Если вы когда-либо видели скоростной байк, вы могли заметить устройство, установленное на переднем и заднем колесах байка и состоящее из подобных звездам и шестеренкам деталей, связанных между собой цепью. Эта система называется велосипедной трансмиссией. Если говорить простыми словами, понижение или повышение скорости велосипеда происходит за счет переброса цепи с одной звезды на другую. А различные комбинации передних и задних звезд позволяют подобрать идеальную скорость и нагрузку для велосипедиста в тех или иных условиях.

велосипедная трансмиссия

Современные велосипеды устроены таким образом: если байк имеет 6-7 скоростей, то он оборудован одной шестеренкой на переднем колесе и 6-7 звездами на задней кассете. Байки, которые имеют более 18 скоростей, обладают 3 передними шестеренками и 6-7 звездами кассеты. Некоторые производители увеличивают количество звезд задней кассеты до 10, из-за чего велосипед может иметь до 30 скоростных передач.

Нумерация звезд и шестеренок трансмиссии

В мире велоспорта существует стандартизированная нумерация звезд. Они нумеруются, начиная от рамочной конструкции байка. На переднем колесе от 1 до 3, считая с самой маленькой и заканчивая большой, на задней кассете – наоборот, начиная с большой и заканчивая самой маленькой.

Скоростные байки оборудованы ручками для переключения скоростей – манетками, вращательными или рычажковыми, в зависимости от механики переключения. Первые работают за счет вращения ручки вперед или назад, вторые – за счет двух рычажков для понижения и повышения скорости.

велосипедная звездочка

Современные велосипеды имеют манетки с двух сторон руля. Левая связана с тремя передними звездами, правая – с шестеренками задней кассеты. Такой механизм свидетельствует о том, что при езде по маршруту, где не требуется частое переключение скоростей, чаще используется левая манетка, отвечающая за механизм на переднем колесе. Правый переключатель используется только в особых случаях, когда нужно ненадолго изменить передачу, а затем вернуться к прежней скорости.

Принципы выбора передач и их переключения

Принцип 1. Если вы движетесь по крутому подъему, против сильного ветра или передвигаетесь по труднопроходимой местности (песок, густая трава, вязкий грунт и тд.), преодолевая большую силу сопротивления – используйте маленькую переднюю звезду, под номером 1. В это время на задней кассете должна работать самая большая звезда. Такая комбинация обеспечивает максимально возможную мощность байка, что позволяет преодолевать даже самые трудные препятствия.

Принцип 2. Если вы выбрали маршрут по асфальтированным или грунтовым дорогам при наличии небольшого ветра и неровностей поверхности – используйте вторую (среднюю) переднюю звезду. На задней кассете используется 2 звезда (или 5-6, если звезд больше). Важно, чтобы цепь не была сильно перекошена.

Принцип 3. При езде в условиях города по ровным асфальтированным дорогам в хороших погодных условиях, при спуске или же для сохранения высокой скорости используйте третью переднюю звезду (самую большую). На задней кассете будут включены в работу самые маленькие звезды. Такое сочетание позволяет велосипедисту набрать максимально возможную скорость.

Принцип 4. Старайтесь начинать движение со средней передней звезды. При подъеме в гору для экономии сил перейдите на большую звезду. По возвращении в привычный темп по ровной поверхности – вернитесь на среднюю.

Принцип 5. Частоту вращений педалей за минуту принято называть “каденс”. С учетом физиологических особенностей коленных суставов велосипедиста и выделяемой в них смазки, оптимальным каденсом принято считать от 80 до 110 оборотов за 60 секунд. Если частота вращений низкая, смазка, которая уменьшает трение костей, становится вязкой, что затрудняет работу суставов. Слишком высокий каденс перегружает колено, что может привести к травмам. Таким образом, важно следить за тем, чтобы каденс балансировал между двумя оптимальными значениями, чтобы не навредить своему организму.

устройство заднего велосипедного переключателя

На самом деле не существует четких правил, когда и при каких условиях нужно обязательно переключаться на определенную передачу. Выбор скорости напрямую зависит от физического комфорта и личных желаний велосипедиста. При ощущении невыносимой тяжести или скованности в мышцах ног при вращении педалей – попробуйте поэкспериментировать с передачами. В конечном итоге вы найдете для себя более удобную скорость, при которой можно быстрее преодолеть маршрут с меньшими энергозатратами и жертвами.

Ниже мы перечислили еще несколько важных правил и советов по переключению передач на вашем байке.

  1. Золотое правило велосипедной трансмиссии: меняйте передачи только при вращении педалей и трансмиссии в движении. Иначе вы сломаете систему переключения передач. Если вы хотите переключить передачу, не двигаясь с места, приподнимите велосипед или переверните его вверх колесами, и при смене передачи прокручивайте колесо. При сбросе цепи на соседнюю звезду на передних шестеренках прокручивать педали нужно плавно, не прилагая усилий.
  2. Цепь не должна быть туго натянута, иначе возможен ее разрыв при переключении скорости.
  3. Следите за тем, чтобы момент переключения передач оставался бесшумным. Звук скрежета по металлу может говорить о том, что было выбрано неверное соотношение шестеренок, поэтому цепь перекосило. Некоторые велосипеды даже обладают специальными метками на манетках, которые показывают соответствие заднего переключателя по отношению к передним звездам.
  4. Старайтесь заранее продумывать маршрут и выбор скоростей. Переключать передачи рекомендуется не при подъеме или спуске, а непосредственно перед ними.
  5. При переключении на несколько скоростей, понижайте или повышайте передачу поэтапно, дав цепи переброситься на соседнюю звезду.
  6. Ни в коем случае не жмите две манетки одновременно, переключая задние и передние механизмы. Это может закончиться тем, что цепь просто заклинит, а велосипедиста будет ожидать жесткое приземление.
  7. Чтобы работа системы переключения передач была четкой и слаженной, цепь лишний раз не выпадала во время езды и крепко держалась на звездах, вам необходимо наблюдать за состоянием вашего байка и перед каждой поездкой проверять его на целостность механизмов, наличие смазки на цепи и чистоту всех деталей. Это спасет вас от неприятных и небезопасных ситуаций на дороге.

велосипедная цепь

Стоит отметить, что в данной статье мы описали тип системы переключения передач, основанной на звездах и шестеренках. Однако, помимо нее существует так называемая планетарная система. Названа она так из-за специальной втулки, расположенной на заднем колесе. Некоторые из принципов и рекомендаций выше не применимы к такому типу системы, и она обладает своими правилами работы и использования.

В данной статье вы ознакомились с системой велосипедной трансмиссией, состоящей из звезд и переключателей, принципами ее работы и правилами по ее эксплуатации. Используйте эти советы на практике велосипедной езды, чтобы достичь максимальных скоростей или же, чтобы преодолевать сложные препятствия, не перегружая собственный организм, и получайте удовольствие от ваших велоприключений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *